Кого боги хотят
покарать, того они делают педагогом.
Сенека
Сенека явно
знал, о чём говорил. Правда, этот древний мудрый муж, надо сказать, находился в
весьма выгодном положении – у него был всего один воспитанник, в то время, как
современному педагогу надо сладить сразу с целой толпой – человек под 30.
Кстати,
интересно - родился этот афоризм у Сенеки, когда Нерон уже вырос, стал
бесчинствовать, и у мудреца появилось чувство вины и множество сомнений – всё
ли было верно в воспитательной программе, или пока Нерон был маленький, бегал и
хулиганил умеренно. Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, не получим никогда.
Да это и не важно.
Важно то, что
учитель – это действительно самая проклятая профессия из всех, какие
только можно представить. Двадцать с лишним маленьких (или неочень) бесенят
(если неочень маленьких – то слонопотамчиков) шумят, галдят, беспричинно
смеются и кидаются бумажками. Невольно вспоминается анекдот:
Экскурсия по аду:
-Вот здесь у нас
финансовые аферисты, там – политики, а вот тут – учителя…
Кто-то из
экскурсантов:
- вас-то сюда за
что?!?
- да разве это ад?...
Причём можно наблюдать
довольно интересный эффект – зачастую каждый ученик, взятый в отдельности,
вовсе неглуп и адекватен. Но стоит ребятам обраться в толпу, в класс, как начинается
что-то невообразимое. Ты ещё не успел заесть их скучными объяснениями, ты
только открыл рот, чтобы честно попытаться их заинтересовать, а им уже не
интересно. Им интересен мобильный телефон. И во-о-о-он та девочка, в которую
просто необходимо кинуть бумажкой. И друг, сидящий на другом конце класса, с
которым срочно нужно поделиться мыслями и поиграть в морской бой.
Впрочем, вода
камень точит. Упорство учителя, воспитательные беседы, репрессивные меры по
отношению к самым неадекватным, - и есть надежда, что ребята станут
дисциплинированнее. Со временем. А когда этого времени нет? Когда ты чётко
осознаёшь, что у тебя всего-навсего какие-то две-три недели, за которые ты
толком не успеешь ни на кого-то повлиять, ни заработать авторитет в ребячьих
глазах… Будни практиканта, если взглянуть под этим углом, ещё хуже, чем будни
учителя. Впрочем, это частность. Практиканты приходят, пугаются и уходят, а
мужественные учителя остаются. Остаются наедине всё с той же нехваткой времени.
За два часа истории в неделю в 9 классе пройти весь ХХ век (который я и мои
сверстники изучали два года – в 10 и 11 классе по 4 часа в неделю), да ещё так,
чтобы это было ребятам интересно, а не мучительно, да ещё так, чтобы они
прониклись… В природе нет ничего невозможного. Зато есть много дико сложных
вещей. Это – одна из них. И тут очень многое зависит не только от учителя, но и
от класса. Правда, спрашивают в случае плохих знаний с педагога, а не с тех,
кто болезненно застрял в переходном возрасте.
Вообще, работая
с 7, 8, 9 классами начинаешь серьёзно задумываться о преимуществах раздельного
обучения. Во-первых, девочки чаще всего сами по себе спокойнее. Во-вторых,
когда мальчики находятся отдельно от девочек, им не перед кем выковыриваться,
хорохорясь девиантным поведением. То есть по отдельности с ними наверно сладить
легче. Но это только умственные выкладки и мечты. А реальность – это
разнузданность после летних каникул и всеобъемлющая лень.
Но дело не в
этом. Быть учителем – проклятье вовсе не потому, что дети кидаются друг в друга
бумажками и это оскорбляет эстетическое чувство педагога. Труд учителя самый
проклятый, потому что он тяжёл и при этом часто неблагодарен. Одному ребёнку
вроде бы и интересно, но он ленится работать на уроке и читать дома учебник.
Другой ребёнок задания выполняет, но для того, чтобы получить оценку, а не
потому что ему интересен предмет. Третьему ребёнку вообще ничего не надо – он в
школу ходит общаться и жутко огорчается, когда его пытаются в этом на уроке
ограничить.
Если ты
кондуктор в трамвае, тебе тоже мало кто сильно и искренне рад. Однако,
кондуктору ясно, что граждане должны заплатить за проезд, чтобы эти деньги
пошли на зарплаты ему, водителю и механику, который автобус чинить будет. Дворник
может тешить себя мыслью, что без него население отдельно взятой улицы
задохнется в грязи и мусоре. Философ создает концепции, чтобы их оценили
несколько других философов… А учитель? Учитель должен давать знания и
воспитывать подрастающее поколение. Но как тяжело это делать, когда ни учиться,
ни воспитываться подопечные особо не желают! Когда им лень думать, лень читать,
лень рассуждать. Очень тяжело делать что-то, когда чувствуешь, что окружающим
это не нужно. Ещё тяжелее – когда это что-то не нужно не просто окружающим, а
тем, для кого ты это дело делаешь.
Но бывают
моменты, когда всё иначе.
Никогда не
забуду, когда в шабутном 8 «Б» компенсирующего обучения какой-то мальчик на
уроке, посвящённом войне 1812 года выкрикнул, хихикая: «А как умер Наполеон?».
«Подойди на перемене, я тебе расскажу», - ответила я и продолжила урок. А он
подошел на перемене и переспросил. И ещё несколько ребят вместе с ним. И они
затаив дыхание слушали мой рассказ об острове Эльба, о побеге, о заточении на
Св. Елене и научной гипотезе об обоях, пропитанных мышьяком.
Именно ради
таких моментов стоит быть учителем. Не смотря на всю тяжесть и проклятость
этой профессии. Не смотря на то, что платят мало. Не смотря на то, как
негативно она сказывается на нервной системе и голосовых связках. Потому что
когда на тебя, затаив дыхание, смотрят несколько пар ребячьих искренних глаз,
это мало с чем сравнится.
Даже в
наказании богов есть ложка мёда... _________________________________________________ Фраза не у тему: Облагораживание двух российских бед: дорогам новый асфальт, чиновникам - дачи (с) *родилась в голове случайно в ходе написания куска про кондукторов с дворниками в рамках размышленийо том, на что же идут налоги...*
|