Суббота
18.05.2024
13:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
33 mornings
Главная Регистрация Вход
Утренний блог »
Меню сайта

Наш опрос
Вам нравится учавствовать в опросах?
Всего ответов: 42

Главная » 2010 » Сентябрь » 27 » Непедагогичное эссе
Непедагогичное эссе
01:58

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.

Сенека

 

Сенека явно знал, о чём говорил. Правда, этот древний мудрый муж, надо сказать, находился в весьма выгодном положении – у него был всего один воспитанник, в то время, как современному педагогу надо сладить сразу с целой толпой – человек под 30.

Кстати, интересно - родился этот афоризм у Сенеки, когда Нерон уже вырос, стал бесчинствовать, и у мудреца появилось чувство вины и множество сомнений – всё ли было верно в воспитательной программе, или пока Нерон был маленький, бегал и хулиганил умеренно. Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, не получим никогда. Да это и не важно.

Важно то, что учитель – это действительно самая проклятая профессия из всех, какие только можно представить. Двадцать с лишним маленьких (или неочень) бесенят (если неочень маленьких – то слонопотамчиков) шумят, галдят, беспричинно смеются и кидаются бумажками. Невольно вспоминается анекдот:

 

Экскурсия по аду:

-Вот здесь у нас финансовые аферисты, там – политики, а вот тут – учителя…

Кто-то из экскурсантов:

- вас-то сюда за что?!?

- да разве это ад?...

 

Причём можно наблюдать довольно интересный эффект – зачастую каждый ученик, взятый в отдельности, вовсе неглуп и адекватен. Но стоит ребятам обраться в толпу, в класс, как начинается что-то невообразимое. Ты ещё не успел заесть их скучными объяснениями, ты только открыл рот, чтобы честно попытаться их заинтересовать, а им уже не интересно. Им интересен мобильный телефон. И во-о-о-он та девочка, в которую просто необходимо кинуть бумажкой. И друг, сидящий на другом конце класса, с которым срочно нужно поделиться мыслями и поиграть в морской бой.

Впрочем, вода камень точит. Упорство учителя, воспитательные беседы, репрессивные меры по отношению к самым неадекватным, - и есть надежда, что ребята станут дисциплинированнее. Со временем. А когда этого времени нет? Когда ты чётко осознаёшь, что у тебя всего-навсего какие-то две-три недели, за которые ты толком не успеешь ни на кого-то повлиять, ни заработать авторитет в ребячьих глазах… Будни практиканта, если взглянуть под этим углом, ещё хуже, чем будни учителя. Впрочем, это частность. Практиканты приходят, пугаются и уходят, а мужественные учителя остаются. Остаются наедине всё с той же нехваткой времени. За два часа истории в неделю в 9 классе пройти весь ХХ век (который я и мои сверстники изучали два года – в 10 и 11 классе по 4 часа в неделю), да ещё так, чтобы это было ребятам интересно, а не мучительно, да ещё так, чтобы они прониклись… В природе нет ничего невозможного. Зато есть много дико сложных вещей. Это – одна из них. И тут очень многое зависит не только от учителя, но и от класса. Правда, спрашивают в случае плохих знаний с педагога, а не с тех, кто болезненно застрял в переходном возрасте.

Вообще, работая с 7, 8, 9 классами начинаешь серьёзно задумываться о преимуществах раздельного обучения. Во-первых, девочки чаще всего сами по себе спокойнее. Во-вторых, когда мальчики находятся отдельно от девочек, им не перед кем выковыриваться, хорохорясь девиантным поведением. То есть по отдельности с ними наверно сладить легче. Но это только умственные выкладки и мечты. А реальность – это разнузданность после летних каникул и всеобъемлющая лень.

Но дело не в этом. Быть учителем – проклятье вовсе не потому, что дети кидаются друг в друга бумажками и это оскорбляет эстетическое чувство педагога. Труд учителя самый проклятый, потому что он тяжёл и при этом часто неблагодарен. Одному ребёнку вроде бы и интересно, но он ленится работать на уроке и читать дома учебник. Другой ребёнок задания выполняет, но для того, чтобы получить оценку, а не потому что ему интересен предмет. Третьему ребёнку вообще ничего не надо – он в школу ходит общаться и жутко огорчается, когда его пытаются в этом на уроке ограничить.

Если ты кондуктор в трамвае, тебе тоже мало кто сильно и искренне рад. Однако, кондуктору ясно, что граждане должны заплатить за проезд, чтобы эти деньги пошли на зарплаты ему, водителю и механику, который автобус чинить будет. Дворник может тешить себя мыслью, что без него население отдельно взятой улицы задохнется в грязи и мусоре. Философ создает концепции, чтобы их оценили несколько других философов… А учитель? Учитель должен давать знания и воспитывать подрастающее поколение. Но как тяжело это делать, когда ни учиться, ни воспитываться подопечные особо не желают! Когда им лень думать, лень читать, лень рассуждать. Очень тяжело делать что-то, когда чувствуешь, что окружающим это не нужно. Ещё тяжелее – когда это что-то не нужно не просто окружающим, а тем, для кого ты это дело делаешь.

Но бывают моменты, когда всё иначе.

Никогда не забуду, когда в шабутном 8 «Б» компенсирующего обучения какой-то мальчик на уроке, посвящённом войне 1812 года выкрикнул, хихикая: «А как умер Наполеон?». «Подойди на перемене, я тебе расскажу», - ответила я и продолжила урок. А он подошел на перемене и переспросил. И ещё несколько ребят вместе с ним. И они затаив дыхание слушали мой рассказ об острове Эльба, о побеге, о заточении на Св. Елене и научной гипотезе об обоях, пропитанных мышьяком.

Именно ради таких моментов стоит быть учителем. Не смотря на всю тяжесть и проклятость этой профессии. Не смотря на то, что платят мало. Не смотря на то, как негативно она сказывается на нервной системе и голосовых связках. Потому что когда на тебя, затаив дыхание, смотрят несколько пар ребячьих искренних глаз, это мало с чем сравнится.

Даже в наказании богов есть ложка мёда...

_________________________________________________

Фраза не у тему: Облагораживание двух российских бед: дорогам новый асфальт, чиновникам - дачи (с) *родилась в голове случайно в ходе написания куска про кондукторов с дворниками в рамках размышленийо том, на что же идут налоги...*

Просмотров: 1492 | Добавил: Findikonda | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz